Античность в картинах и рисунках

Робер Юбер (1733—1808) 

Французский живописец, мастер архитектурного пейзажа. Сейчас принято считать, что писал он свои картины в жанре «архитектурной фантазии», изображая преимущественно античные руины, а также виды парков и сельские пейзажи, но всё ли он выдумал? В его картинах слишком много совпадений не только с римской и греческой античностью, в них есть элементы Ближнего Востока и Египта, где он никогда не был.

Юбер Робер родился в 1733 г. Париже, в семье служанки. Живописи учился в Академии художеств у Ш.Ж. Натуара. В 1754—65 гг. в качестве пенсионера академии жил в Италии, путешествовал по стране вместе с Ж.О. Фрагонаром. Поэтика руин формируется уже в его рисунках сангиной, сделанных на вилле д`Эсте под Римом. Вернувшись на родину, жил преимущественно в Париже. В 1775 г. принимал участие в реконструкции парка в Версале. С 1784 г. — хранитель Лувра. Картины Робера, выставлявшиеся в Салонах, быстро завоевали популярность. Д.Дидро хвалил его за «прекрасные и величественные руины». Художник активно разрабатывал модную тему, создавая как штучные произведения, так и целые циклы, рассчитанные на оформление больших интерьеров. Органично сочетал свои «архитектурные фантазии» с повседневными жанровыми деталями («Гарский мост»); при этом достоверные виды нередко «украшал» придуманными деталями («Разрушение моста Нотр-Дам», 1786—88, Музей Карнавале, Париж). Во время Великой французской революции, заподозренный в нелояльности к новому режиму, был арестован и посажен в тюрьму, где продолжал работать, оставив ряд живописных образов тюремного быта. После освобождения варьировал прежние мотивы, в новых же произведениях иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания («Воображаемые руины Большой галереи Лувра»). Его картины украсили многие дворцы, а затем музеи Европы, в том числе и в России, где его вещи охотно приобретали, начиная с эпохи Екатерины II. В старости был практически забыт, однако его образы с их тонким ощущением контрастного взаимодействия разных исторических эпох оказали большое влияние на развитие романтизма. 
         Умер в Париже в 1808 г.



















Еще один замечательный художник Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720—1778) — итальянский археолог,архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей.Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и — позже — на сюрреалистов.
Джанбаттиста Пиранези родился 4 октября 1720 г. в Мольяно-Венето (близ города Тревизо),в семье каменотёса.Настоящая фамилия семьи Piranese (от названия местечка "Pirano d’Istria",откуда поставлялся камень для построек) приобрела в Риме звучание "Piranesi".
Отец его был резчик по камню, и в юности Пиранези работал в мастерской отца "L’Orbo Celega" на Большом канале,которая выполняла заказы архитектора Д.Росси.Обучался архитектуре у своего дяди,архитектора и инженера Маттео Луккези,а также у архитектора Дж. А. Скальфаротто.Изучал приемы живописцев-перспективистов,брал уроки гравюры и перспективной живописи у Карло Дзукки,известного гравера,автора трактата по оптике и перспективе (брат живописца Антонио Дзукки); самостоятельно изучал трактаты по архитектуре,читал произведения античных авторов (к чтению его пристрастил брат матери — аббат).В круг интересов молодого Пиранези входили также история и археология.
Как художник,испытал значительное влияние искусства ведутистов,весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.
В 1740 навсегда покинул Венето и с этого времени жил и работал в Риме. Пиранези приехал в Вечный город в качестве гравера и рисовальщика-графика в составе посольской делегации Венеции.Ему оказывали поддержку сам посол Марко Фоскарини,сенатор Аббондио Реццонико,племянник "венецианского папы" Климента XIII Реццонико — приор Мальтийского ордена, а также сам "венецианский папа"; самым ревностным поклонником таланта Пиранези,коллекционером его работ стал лорд Карлемонт.Пиранези самостоятельно совершенствовался в рисунке и гравюре, работал в палаццо ди Венеция,резиденции венецианского посла в Риме; изучал гравюры Дж. Вази. В мастерской Джузеппе Вази молодой Пиранези обучался искусству гравюры на металле.С 1743 по 1747 г. жил по большей части в Венеции,где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо.

Пиранези был высокообразованным человеком,но в отличие от Палладио не писал трактатов по архитектуре.Определенную роль в формировании стиля Пиранези сыграл Жан Лоран Ле Ге (1710—1786),известный французский рисовальщик и архитектор, работавший с 1742 в Риме,близкий кругу учащихся Французской академии в Риме,с которым был дружен и сам Пиранези.

В Риме Пиранези стал страстным коллекционером: его мастерскую в палаццо Томати на Страда Феличе,полную античных мраморов,описывали многие путешественники.Он увлекался археологией,участвовал в обмерах античных памятников,зарисовывал найденные произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства.Он любил делать их реконструкцию,подобно составленному им знаменитому Уорвикскому кратеру (ныне — в коллекции музея Баррела, ок. Глазго),который приобрел в виде отдельных фрагментов у шотландского живописца Г. Гамильтона,тоже увлекавшегося раскопками.

Первые известные труды — серия гравюр "Prima Parte di architettura e Prospettive" (1743) и "Varie Vedute di Roma" (1741) — несли в себе отпечаток манеры гравюр Дж.Вази с сильными эффектами света и тени, выделением доминирующего архитектурного памятника и одновременно приемов мастеров-сценографов Венето,использовавших "угловую перспективу".В духе венецианских каприччи Пиранези сочетал в гравюрах реально существующие памятники и свои воображаемые реконструкции (фронтиспис из серии Vedute di Roma — Фантазия руин со статуей Минервы в центре; титул издания серии Carceri; Вид Пантеона Агриппы,Интерьер виллы Мецената,Руины галереи скульптуры на вилле Адриана в Тиволи — серия "Vedute di Roma").

В 1743 г. Пиранези опубликовал в Риме свою первую серию гравюр. Большим успехом пользовались сборник больших гравюр Пиранези «Гротески» (1745) и серия из шестнадцати листов «Фантазии на темы тюрем» (1745; 1761).Слово «фантазии» тут не случайно:в этих работах Пиранези отдал дань так называемой бумажной,или воображаемой,архитектуре.В своих гравюрах он воображал и показывал фантастические,невозможные для реального воплощения архитектурные конструкции.

В 1744 из-за трудного финансового положения был вынужден возвратиться в Венецию.Совершенствовался в технике гравюры, изучая работы Дж.Б.Тьеполо, Каналетто, М. Риччи, манера которых повлияла на его последующие издания в Риме — "Vedute di Roma" (1746—1748),"Grotteschi" (1747—1749),"Carceri" (1749—1750).Известный гравер Й.Вагнер предложил Пиранези быть его агентом в Риме,и он вновь отправился в Вечный город.

В 1756 после длительного изучения памятников Древнего Рима,участия в раскопках издал фундаментальный труд "Le Antichita romane" (в 4-х томах) при финансовой поддержке лорда Карлемонта. В нем подчеркивались величие и значимость роли римской архитектуры для античной и последующей европейской культуры.Этой же теме — пафосу римского зодчества — была посвящена серия гравюр "Della magnificenza ed architettura dei romani" (1761) с посвящением папе Клименту XIII Реццонико.Пиранези акцентировал в нем и вклад этрусков в создание древнеримской архитектуры, их инженерный талант,чувство структуры памятников, функциональность.Подобная позиция Пиранези вызвала раздражение у сторонников наибольшего вклада греков в античную культуру, опиравшихся на труды французских авторов Ле Руа,Кордемуа, аббата Ложье, графа де Кейлюс. Главным выразителем пангреческой теории был известный французский коллекционер П.Ж.Мариэтт, выступивший в "Gazette Litterere del’Europe" с возражениями против взглядов Пиранези.В литературном труде "Parere su l’architettura" (1765) Пиранези ответил ему,разъяснив свою позицию.Герои произведения художника Протопиро и Дидаскалло ведут спор подобно Мариэтту и Пиранези.В уста Дидаскалло Пиранези вложил важную мысль о том,что в архитектуре не следует сводить все к сухой функциональности."Все должно быть согласно разуму и правде,но это грозит все свести к хижинам", — писал Пиранези.Хижина была примером функциональности в трудах Карло Лодоли, просвещенного венецианского аббата,работы которого изучал Пиранези.Диалог героев Пиранези отразил состояние архитектурной теории во 2-й пол. XVIII в. Следует оказывать предпочтение разнообразию и фантазии,полагал Пиранези.Это важнейшие принципы архитектуры,в основе которой — соразмерность целого и его частей,а ее задача — отвечать современным потребностям людей.

В 1757 архитектор стал членом лондонского Королевского общества антиквариев. В 1761 за труд "Magnificenza ed architettura dei romani" Пиранези был принят в члены Академии Св.Луки; в 1767 получил от папы Климента XIII Реццонико титул "cavagliere".

Мысль о том, что без разнообразия архитектура будет сведена к ремеслу, Пиранези выразил в своих последующих работах — декоре Английского кафе (1760-е) на площади Испании в Риме, где ввел элементы египетского искусства,и в серии гравюр "Diverse maniere d’adornare I cammini" (1768, известна также под названием Vasi, candelabri, cippi…). Последняя была осуществлена при финансовой поддержке сенатора А.Реццонико.В предисловии к этой серии Пиранези писал о том,что египтяне,греки,этруски,римляне — все внесли значительный вклад в мировую культуру,обогатили зодчество своими открытиями.Проекты убранства каминов,светильников, мебели, часов стали тем арсеналом,откуда заимствовали элементы декора в убранстве интерьера архитекторы ампира.

В 1763 г. папа Клементий III поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано.Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764—1765).

В 1770-х Пиранези также выполнил обмеры храмов Пестума и сделал соответствующие зарисовки и гравюры,которые после смерти художника были опубликованы его сыном Франческо.

У Дж. Б. Пиранези было свое видение роли памятника архитектуры.Как мастер века Просвещения он мыслил его в историческом контексте,динамично, в духе венецианского каприччо любил сочетать различные временные пласты жизни зодчества Вечного города.Мысль о том,что новый стиль рождается из архитектурных стилей прошлого,о важности разнообразия и фантазии в зодчестве, о том,что архитектурное наследие со временем получает новую оценку, Пиранези выразил, построив церковь Санта Мария дель Приорато (1764—1766) в Риме на Авентинском холме.Она была возведена по заказу приора Мальтийского ордена сенатора А.Реццонико и стала одним из крупных памятников Рима времени неоклассицизма.Живописность архитектуры Палладио, барочная сценография Борромини,уроки венецианских перспективистов — все соединилось в этом талантливом создании Пиранези,ставшем некой "энциклопедией" элементов античного декора.Выходящий на площадь фасад,состоящий из арсенала античных деталей,воспроизведенных,как в гравюрах, в строгом обрамлении; убранство алтаря,тоже перенасыщенное ими выглядят как коллажи,составленные из "цитат",взятых из античного декора (букраниев, факелов,трофеев, маскаронов и пр.).Художественное наследие прошлого впервые столь наглядно предстало в исторической оценке зодчего века Просвещения,свободно и наглядно и с оттенком дидактики преподающего его современникам.

Рисунки Дж. Б. Пиранези не столь многочисленны,как его гравюры. Наибольшим их собранием располагает музей Дж.Соана в Лондоне.Пиранези работал в различных техниках — сангине, итальянского карандаша,сочетал рисунки итальянским карандашом и пером, чернилами,добавляя еще размывку кистью бистром. Он зарисовывал античные памятники,детали их декора, объединял их в духе венецианского каприччо,изображал сцены из современной жизни. В его рисунках проявилось влияние венецианских мастеров-перспективистов, манера Дж.Б.Тьеполо.В рисунках венецианского периода доминируют живописные эффекты,в Риме для него важнее становится передача четкой структуры памятника, гармонии его форм.С большим вдохновением исполнены рисунки виллы Адриана в Тиволи,которую он называл "место для души",зарисовки Помпеи, сделанные в поздние годы творчества. Современная действительность и жизнь древних памятников соединяются в листах в единый поэтический рассказ о вечном движении истории,о связи прошлого и настоящего.

Слова Дж.Б.Пиранези:"the Parere su l’ Architettura" ("Они презирают мою новизну, я — их боязливость") — могли бы стать девизом творчества этого выдающегося мастера века Просвещения в Италии. Его искусство оказало значительное влияние на многих архитекторов (Ф.Гилли,Р. и Дж.Адам,Дж.А.Сельва, Ш.Персье и П.Фонтен,Ш.Клериссо и др.).Элементы декора из его труда "Diverse maniere"… воспроизводили в своих изданиях Т. Хоуп (1807), Персье и Фонтен (1812) и многие другие.В гравюре не имел учеников, кроме сына Франческо (1758—1810),издавшего серию "Raccolta de Tempi antichi"(1786 или 1788) и последний труд отца "Differentes vues de la quelques restes"… с видами храмов Пестума,который Франческо посещал с ним в 1777 и 1778. В работе отцу помогала и дочь Лаура,исполнявшая рисунки.

Художник умер 9 ноября 1778 г.в Риме после долгой болезни.Похоронен в церкви Санта Мария дель Приорато. 
























18 комментариев:

  1. Концовка 3-ей частаи фильма Властелина Колец напоминает пейзажи из его картин.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Пирамиды в Европе у двух разных художников на нескольких работах. Но это уже не удивительно. Семир Османагич обосновал с десяток пирамиид в Европе. И уже несколько лет копает хорватскую. Меня терзает вопрос, какого роста те древние строители? Там где статуи людей и лошадей в пропорции, где то 2,5-3 метра получается

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не хорватскую, а боснийскую. От Сараево 23 км городок Високо. Я была там.

      Удалить
    2. Такого же роста как и в допетровском Питере

      Удалить
    3. Блин точно был в питере фотался возле атлантов, соотношение меня к атланту и статуя рядом в стене( там женщина маленькая с атлантом и мужик сидит с атлантм) одинаковы.

      Удалить
  4. отчего то всё так знакомо...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. От того что у Нас то же самое. Не удивлюсь если рисовали отчасти на территории современной России

      Удалить
  5. на некоторых картинах будто бы постапокалипсис

    ОтветитьУдалить
  6. фактически можно сказать, что в 18 веке некоторые рисовали разрушенные здания, а другие - подсолнухи и кривых коров..

    ОтветитьУдалить
  7. Кроме Робера Юбера есть гравюры Джованни Батиста Пиранези - Giovanni Battista Piranesi , Pietro Ruga, Luigi Rossini .. !!! Навалом просто лежит информация.

    ОтветитьУдалить
  8. Начинаешь по-новому понимать термин Возрождение - как возрождение после всемирного катаклизма.

    ОтветитьУдалить
  9. На рисунках всё как после бомбардировок.

    ОтветитьУдалить
  10. После просмотра этих картин начинаешь понимать ,что нынешняя исТОРия это намерено искажённая информация о прошлом. Искажённая иудейскими учениками торы для формирования и правления человеком обрезав его от духа всеми способами.

    ОтветитьУдалить
  11. ИМХО.На 1 картине-Пантеон в Риме.На 2 скульптура как на Аничковом мосту в Питере.

    ОтветитьУдалить
  12. Не врут Фоменко и Скляров, не было никакого Возрождения, просто после катаклизма первого новая всемирная Империя (ариев) - наследница Гипербореи - была разрушена, управление перехватили иудеи и переписали все под себя, выдумав множество событий (фейк с Питером и еще множеством городов по всему миру тому подтверждение). Окончательная точна была поставлена в 1812- году с уничтожением Тартарии армией масонов-иудеев со всей Европы, а также в Америке и Африке, вся история была переписана под новый лад.
    Сейчас Лето 7526 от сотворения Мира, т.е. от окончания Войны Богов и начала новой жизни на руинах древней Гипербореи. И 27 лет с момента падения последней империи света СССР (7499 год) всего прошло, память великих предков у нас в генах, справедливость восторжествует.

    ОтветитьУдалить
  13. Это гибель Римской империи, а не потоп, неучи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тогда посмотри внимательно, на седьмую снизу картинку с пирамидой. Такие наносы могла оставить только вода. Есть его работы в хорошем разрешении.

      Удалить